Статьи

Статья: Имя, ставшее нарицательным. Обзор сериала Чикатило (Читайте на KinoNews.ru)

Имя, ставшее нарицательным. Обзор сериала Чикатило

Настало время и российской фабрике сериалов обратить взоры на популярный жанр о подлинных преступлениях. Формат «трукрайм» позволяет создателям не просто описать факт преступления, но и углубиться в его исследование, а зрителей реальные дела пугают намного больше вымышленных: если маньяк жил на самом деле в условно таком же доме, то может и сейчас стоит повнимательнее приглядеться к соседям?

Благо в самой большой стране подобного материала накопилось предостаточно, и экраны постепенно заполняются сериалами про маньяков и серийных убийц. Константин Богомолов в «Хорошем человеке» достаёт дело про «ангарского» Михаила Попкова, Давид Ткебучава в «Душегубах» доказывает, что в СССР был не только секс, но и сексуальный маньяк Геннадий Михасевич, а мастер комедий Сарик Андреасян рискует взяться за самое сложное дело в истории советской криминалистики. И подобная заявка заслуживает внимания. Но почему же еще стоит смотреть сериал «Чикатило»?

Всё понятно сразу с названия, и скрывать убийцу в сериале не станут. Наоборот, этого человека будет много, а история начнётся с кульминации — на ночном вокзале милиционеры задерживают Андрея Романовича Чикатило (Дмитрий Нагиев), чьё имя станет синонимом нечеловеческой жестокости. За год до этого жители Ростова-на-Дону шокированы рядом убийств, которые происходят в пригородных лесах. Жертвами становятся дети и молодые женщины, которых, как установило следствие, сначала насиловали, а потом зверски убивали. Главная особенность, указывающая на связь между преступлениями: маньяк вырезает половые органы и выкалывает глаза.

Местная милиция не справляется, а потому замминистра МВД отправляет одного из лучших следователей полковника Тимура Кесаева (Константин Лавроненко) в Ростовскую область с требованием хоть наукой, хоть магией, но раскрыть дело. Так в команде оказывается нетипичный до того времени сотрудник — психолог Виталий Витвицкий (Дмитрий Власкин), гений психопрофилирования, который при этом готов упасть в обморок от вида мёртвых тел.

Казалось бы, объединённые силы милиции должны за считанные минуты вычислить злодея, но вместо этого они тратят время на внутренние склоки. Уж больно недовольны местные детективы столичными умниками, которые могут претендовать на ордена и премии. Вот и катаются следователи в Москву на ковёр к замминистру и обратно,а еще прячут друг от друга важную информацию о деле. Противостояние суровых мужчин в погонах становится отдельной сюжетной линией, и этим во многом объясняется существенные задержки и ошибки в расследовании.

Пока милиционеры ссорятся и плетут интриги похлеще богемных звёзд, убийца спокойно живёт: ест борщ, моет посуду и ходит на работу, где числится достойным сотрудником. Семье Чикатило уделено немало времени, но жена Фенечка (Виктория Богатырёва) и двое детей редко оказываются в кадре без главного героя, и напряжения в этих домашних эпизодах не меньше, чем при встрече маньяка с новой жертвой.

Сотни людей ежедневно видят Чикатило, но его дешёвый помятый плащ и очки в роговой оправе никак не дают разглядеть в нем «монстра». Истинное лицо он открывает лишь тем, кто потом уже ничего не расскажет. О невзрачности, которая делает маньяка невидимкой, говорит и профессор психологии Евгений Некрасов (Карэн Бадалов) — «лучший в стране специалист по маньякам». Однако ростовские милиционеры «мозгоправам» не верят, тем более в камере уже сидит троица из психоневрологического диспансера: Жарков, Тарасюк и Шейн, которые сами пришли с признаниями. Неважно, что спустя пару дней, проведённых на нарах, «убийцы» отказываются от своих показаний — у полковника Ковалёва (Николай Козак) есть проверенные способы воздействия. Как было и в деле с убийством 9-летней девочки, когда первого попавшегося мужчину поймали, «помогли» в признаться и казнили. Как выяснится позже, ошибочно — та девочка была первой жертвой Чикатило.

Сценарий сериала прыгает по разным временным отрезкам из жизни «убийцы из лесополосы», предлагая воочию проследить ее с того момента, когда он впервые проявил свою сущность. Сценаристы Алексей Гравицкий и Сергей Волков перетасовывают эпизоды и заставляют и без того напряжённого зрителя следить за городами и датами. Такой подход позволяет посмотреть на его преступления в контексте времени: обстановка в СССР на этапе развала отражается в разрушении внутренних границ этого маньяка.

Живущим полвека спустя хочется возмутиться наивности тех, кто пошёл за этим нескладным, вызывающим жалость человеком. Но в то время карты путала неизменная позитивность газет и радио — нельзя было пугать советских граждан и бить тревогу. Потому в сериале так много сцен, когда сам Чикатило становился свидетелем пересуд о его «делах», ведь информация передавалась только по каналу «друг мужа моей коллеги рассказал». Возможно, зная об опасности, молодая женщина и не стала бы ночью провожать больного мужчину. А мальчишку испугало бы предложение отправиться в дом незнакомого гражданина. Но они пошли, а советские СМИ освещали лишь съезды партии и надои в колхозах.

Обратите внимание, что первыми в начальных титрах упоминаются кинохудожники: реквизитор Андрей Иванов, костюмер Гульнара Шахмилова, гримёр Елена Ваховская и руководитель команды художник-постановщик Давид Дадунашвили. Эти члены съёмочной бригады, чьи имена обычно не важны в сериалах про маньяков, в «Чикатило» наравне с актёрским авангардом. Атмосферность на экране зашкаливает — 80-е годы СССР воссозданы с такой точностью, что взрослый зритель ахнет от узнаваемости. От автобуса «Икарус» и жёлтой бочки с пивом, до вазелина «Норка» и автобусного билетика, которые словно сохранили специально для кино. Эта достоверность и удерживает зрителя наравне с детализированными сценами убийств и крупными планами тел, которые режиссёр Андреасян подаёт подчеркнуто неживописно.

Чикатило, конечно, арестуют, но на этом история не закончится — ему есть о чём поведать в подробностях, от которых холодок по спине пробегает даже у самых матёрых сотрудников. Суд будет долгим: официальная история гласит, что дело Ростовского потрошителя содержало 220 томов, а приговор читали два дня.

История самого страшного советского маньяка оказалась настолько сложной и запутанной, что мало кто решился экранизировать её. На данный момент в мире снято лишь три фильма о Чикатило: «Гражданин Икс» (1995), «Эвиленко» (2004) и «Номер 44» (2015) — которые можно считать провалом и в прокате, и в качестве переложения истории. Первый же сезон сериала Чикатило уже насчитывает более 13 миллионов зрителей. Сарик Андреасян рискнул и может открывать шампанское, ведь смотреть второй сезон сериала «Чикатило» будут уж точно не меньше.

По материалам

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Яндекс.Метрика