Статьи

Статья: Бэтмен. Непростой путь персонажа в кино. Часть 1 (Читайте на KinoNews.ru)

Бэтмен. Непростой путь персонажа в кино. Часть 1

Наверное, нет более популярного персонажа из комиксов, чем Бэтмен. Он получил так много интерпретаций в кино, мультфильмах, играх, сериалах, что их и сосчитать не получится. Почему же именно Бэтмен? Все просто: из всех персонажей он самый универсальный и легко адаптируемый под любые реалии. Будь то истории с оторванными от реальности космическими или демоническими битвами, или же наоборот максимально приближенными к действительности, Бэтмен будет смотреться уместно в любой из них.

Другие персонажи ограничены в своих интерпретациях, даже Человек-паук и Супермен, но вот Бэтмена можно интерпретировать абсолютно по-разному. Многие режиссеры это прекрасно понимали и предлагали свои идеи для того, чтобы заново раскрыть персонажа. Некоторые так и остались в набросках, но те, что доходили до экранов, всегда становились важным событием в кино. Неважно, или это был фильм, который почти мгновенно становился классикой, или не смотрибельная чушь, которая сразу же поливалась всеми возможными помоями, или, что происходит чаще, неоднозначное творение, вызывающее жаркие споры. В честь выхода новой версии хотелось бы их всех подробно рассмотреть и понять, что есть лучший Бэтмен?

«Бэтмен» (1989)

Да, существует еще версия 1966 года с Адамом Уэстом, но это настолько фильм своего времени, что ныне его трудно смотреть, будучи трезвым. Да и популярности особой сие странное зрелище не снискало. Истинным началом похождений Бэтмена на экранах принято считать именно невероятно успешную экранизацию Тима Бертона, с чем автор сам полностью согласен.

Но почему фильм стал настолько популярным? Все просто: это первый кинокомикс, который относился к себе более или менее серьезно. Были конечно моменты, навеянные все тем же фильмом с Уэстом, но в большинстве своем фильм не боялся показать антагониста, чьи злодеяния представляли для всех реальную угрозу, раскрывать психологическое состояние героя, демонстрировать жестокие убийства и все это в мрачной атмосфере с готической эстетикой. Вы просто взгляните, какими наивными были экранизации комиксов до этого, в том числе «Супермен» с Кристофером Ривом, и поймете насколько «Бэтмен» повлиял на современный жанр. Настолько, что Майкла Китона до сих пор многие воспринимают как ультимативного Бэтмена, а его возвращение в грядущем «Флэше» ждут сильнее самого Флэша, (хотя изначально многие возненавидели его кандидатуру).

Конечно, к фильму можно придраться: и касательно Джека Николсона, которого больше чем самого Бэтмена, и касательно сильно устаревших эффектов и касательно того, что Бертон проигнорировал многие каноны вселенной Готэма, в том числе и знаменитый кодекс Бэтмена — «не убивать». Но все это меркнет на фоне важности фильма как для будущего персонажа, так и жанра кинокомикс в целом. Успешный старт был дан.

«Бэтмен возвращается» (1992)

После оглушительного успеха «Бэтмена» зеленый свет на сиквел был дан. В этот раз режиссеру дали куда больше творческой свободы, и оно видно. Несмотря на рождественскую атмосферу, вторая часть оказалась еще более дикой, жесткой и мрачной, чем первая. Временами она балансирует на границе со взрослым рейтингом со всеми путающими сценами, что это даже вызывает какой-то неподдельный восторг. Возможно, именно поэтому автору статьи вторая часть нравится даже больше, чем первая.

Однако, в то же время понятно и возмущение тех, кто разочаровались в продолжении. Действия некоторых персонажей совершенно непонятны, вроде Пингвина в исполнении прекрасного Денни ДеВито, как и не понятно то, хотят ли создатели, чтобы он вызывал омерзение или сочувствие. Странные «выживания» Женщины-кошки в исполнении Мишель Пфайффер, которые объяснялись совсем уж бредовым «ее облизали кошки, поэтому у нее теперь девять жизней, ок?». И хотя это не критические минусы, их было достаточно, чтобы сборы серьезно просели, а продюсеры задумались об изменении подхода к франшизе.

«Бэтмен навсегда» (1995)

Продюсеры вознамерились сделать следующую часть куда более легкой и мейнстримовой, поэтому распустили почти всю съемочную группу прошлых фильмов, в том числе и Тима Бертона, а на его место поставили куда более удобного Джоэла Шумахера. Изменения визуального стиля видны в каждом кадре. Вместо готического нуара перед нами предстал цветастый карнавал ближе скорее по духу ко все тому же Уэсту. Пошли ли эти изменения на пользу Бэтмену? Скорее нет, чем да.

Вместо Китона роль Бэтмена досталась Вэлу Килмеру, который в плане обаяния очень уж уступал первому. Злодеям теперь перестали выдавать индивидуальность вовсе и теперь это лишь ненормальные психи, проработка которых ограничивается схемой «а давайте у Двуликого, (его сыграл Томми Ли Джонс, который буквально за два года до этого позора выиграл «Оскар»), комната будет разделена на две разные половины, ну, типа, как у Двуликого? Забавный же каламбур, а?. Даже ужимки Джима Керри, которые обычно спасают любые безнадежные фильмы, здесь смотрятся максимально не уместно. Ну и конечно, самый бесящий персонаж фильм Робин в исполнении Криса О`Доннелла, нытика, которого придушить хотелось прям на месте. В общем, если бы фильм поставил Тайка Вайтити, резкий переход от драмы к комедии еще мог бы пройти, а так, вышло мягко говоря неумело. Однако, продюсерам было плевать. Фильм собрал больше предыдущей части, и игрушки тоже продались неплохо. Продолжил свои шествия по экранам Бэтмен все по тому же курсу. И как потом оказалась, по почти гибельному.

«Бэтмен и Робин» (1997)

В сиквеле уже удвоили все то, что было в прошлой части. Еще больше балагана, еще более нелепые, плоские злодеи, еще более бесящая моська Криса О’Доннела, чье нытье теперь уже центральная линия фильма, (ведь это же так сработало в прошлой части, верно ведь?). Всё это вылилось в закономерный провал. Думаю, трудно выделить тут что-то, чего не говорили другие. Этот фильм… ужасен, по-другому его не назвать. Джордж Клуни, сыгравший Бэтмена на этот раз, (и который в последствии часто жалел об этом), возможно, самый плоский Бэтмен на больших экранах. Арнольд Шварценеггер и Ума Турман демонстрируют все грани актерской антихаризмы, которые только могут быть. Даже постоянный Альфред этой франшизы слег на весь фильм, лишь бы не участвовать во всем этом. Про «бэтсоски», «бэткредитки», глазки Умы Турман и ледяные каламбуры Фриза уж и говорить не приходится. Это было настолько безнадежно, что все планы на дальнейшие продолжения студия мгновенно свернула и начала думать о перезапуске.

«Бэтмен: начало» (2005)

Перспективы Бэтмена стали так туманны, что им мало кто хотел заниматься. Были, конечно, идеи и от Даррена Аронофски, и от братьев Вачовски радикально переосмыслить образ, однако дело так и не дошло съемок. До того, как на арене не появился перспективный и тогда еще мало кому известный постановщик Кристофер Нолан, предложивший самое удобное для всех переосмысление, достаточно мейнстримовое и не слишком радикальное, как было у того же Аронофски. Так на свет и появился фильм, который ныне, как и всю последующую трилогию, принято считать классикой.

После «Бэтмена и Робина» «Бэтмен: начало» действительно стал глотком свежего воздуха. Более приземленный, более проработанный и главное, по тогдашним меркам для жанра нестандартный. Его трудно назвать реальным шедевром, скорее генеральной репетицией перед последующим Magnum Opus. Зато какой генеральной репетицией. Новый Бэтмен в исполнении Кристиана Бейла пусть и смотрелся нелепо в костюме, но добавил того психологического раскрытия, что так не хватало персонажу. Нам представили более приближенный к реальности коррумпированный мир Готэма, где некому доверять. Да, многое сообщается на словах, но в уже далеком 2005 и этого для жанра было достаточно. С годами фильм явно смотрится не так идеально. Экшен-сцены ужасны, злодеи в исполнении Лиама Нисона и Киллиана Мерфи не всегда работают, есть вопросы к странным диалогам, которые более или менее сгладил дубляж, а Кэти Холмс в роли возлюбленной вышла столь неубедительной, что она даже номинировалась на «Золотую Малину» и была заменена в следующей части на Мэгги Джилленхол. Однако, плюсы фильма значительно перевешивали минусы, поэтому пусть «Бэтмен: начало» и не стал хитом, но показал, что новая франшиза имеет право на существование. Как оказалось, не зря.

Благодаря Нолану Бэтмена ждал повторный взлет популярности. С новой бессмертной классикой кино, его странным продолжением, новой неудачной попыткой сделать Бэтмена более мейнстримовым и…со следующим глотком свежего воздуха? Но об этом уже во второй части.

Продолжение следует…

Автор: ANAMAZINGMAN

По материалам

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»
Яндекс.Метрика