Рецензии

Рецензия к фильму «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» (2003). И возвращается ветер…

И возвращается ветер…

Посвящается Ким Ки Дуку, великому режиссеру, безвременно покинувшему этот мир…

Действие происходит на плавучем храме-острове, мы не можем покинуть эту картинку, все происходит в пространстве, ограниченном водой, в точности, как в фильме «Остров». Не понятно, что за мир скрывается вне его пределов, — может, там и нет ничего, — ученик монаха-знахаря, мага, после неудачной попытки суицида, пытается проникнуть в этот внешний мир, там что-то происходит такое, абсолютно противоположное той картинке, которую мы видим на экране… Мы строим домыслы, прокручиваем то, что могло произойти с учеником, если бы он был Другим… Мы ничего не знаем про монаха, про то, как он стал знахарем, мы мучаемся вопросом, почему он предостерегает ученика от попытки проникнуть во внешний мир, — да, ученик юн и не опытен, ему кажется, что можно взять и перевернуть мир, и мы понимаем, что это возможно, но внешний мир возвращает все на круги своя… Почему именно так происходит, — сплошные вопросы, и даже погружение в Буддизм не дает толком никакого ответа…

Немного погрузимся в тему…

В восточной философии, если мы говорим о Буддизме, одно из центральных мест занимают такие близкие русскому человеку понятия, как «судьба» и «выбор». Станешь ли ты тем человеком, которым можешь быть по замыслу высшей силы или некому предопределению, если не сделаешь выбор? Существует ли выбор? Слушая лекции Пятигорского, я не раз возвращался к мысли о том, что важно вИдение, которое, на мой взгляд, доступно только человеку, способному сравнивать сущности, возможности того или иного решения, то есть, когда ты можешь продумывать последствия тех или иных действий, но также и ретроспективно оценивать то, что было в прошлом… В фильме таким человеком показан знахарь, маг, учитель, который исцеляет людей в богом забытом месте, на острове, где ему помогает молодой ученик. С внешним миром их связывает только причал и лодка… Это очень красивое, тихое, уединенное место посреди озера, окаймленного лесом… Монах почитает Будду, сущность, которая ничего не предпринимает, так как в момент настоящего она осознает всю картину, и эта картина является неизменной, – все возможные варианты существуют внутри нее, являясь лишь иллюзией, фантазией Будды… Выбор для этой сущности — это лишь механизм, который позволяет оценить то или иное действие мысли… Как весьма точно написано в Библии, – ты УЖЕ согрешил, если нескромно посмотрел на девушку, а в нашем фильме подобных моментов присутствует достаточно много…

О выборе…

Складывается такое впечатление, или точнее сказать проявляется предположение, что в нашей картине режиссер попытался отразить именно само созерцание, «не-действие» возводится в степень абсолютного знания, понимания того, что любые действия искажают какую-то незримую сущность, но, что, в любом случае, поворот колеса вернет нас в исходную точку…

Центральным моментом картины «Весна…», на мой взгляд, является предостережение знахаря, данное своему ученику, когда на остров за лечением прибывает молодая особа, но внезапно вспыхнувшая страсть затуманивает сознание ученика, так как все его мышление направлено на переживание новых чувств, которые ранее ему были не доступны… Это своеобразное новое знание для неофита, который находится в начальной точке своего пути, яркой юности, когда можно осознавать только самое себя, свои чувства и эмоции, свой нарциссизм, — выбивает молодого человека из привычной, размеренной жизни на острове. И тут очень четко прослеживается разница между юным человеком и его наставником, сознание которого находится не внутри себя, а как бы в реальном мире, эта реальность существует в четкой, очерченной точке острова, и выходить из этой точки для знахаря – опасно и глупо… Этот остров, куда прибывают люди с определенными проблемами, и круг этих проблем, невидимыми нитями пронизывают это уединенное место, определяют правила поведения и жизни там… Ким Ки Дук в этой картине связывает зрителя с достаточно необычной, провинциальной системой ценностей, чтобы каждый, кто смотрит фильм, мог отключится от суетливых будничных мыслей и задать себе вопрос, — что я делаю не так?..

Когда я первый раз посмотрел «Весну…», было немного тягостное чувство, или предчувствие того, что эта история рассказывает об испытании любого живого существа, даже белого кота, хвостом которого ученик чертит заклинания на причале… Кстати, эта сцена – как печальный пересказ истории молодого героя, но при этом, в ней есть и искупительный момент, – когда видишь в фильме, или в книге, или на картине подобные сюжеты, возникает чувство сопереживания, и появляется надежда, что в итоге можно вернуться на тот путь, с которого человек склонен уходить… Или поворот колеса, или смелый шаг вперед, — это решение каждого человека, нельзя сказать, что ученик глуп, или что учитель прав, просто режиссер на свой лад пересказывает идею, где при определенных усилиях есть шанс выйти из колеса повторений… Или нельзя?

Фильм как бы заканчивается на том, что ученик оказывается снова в начале пути. Но это уже другой путь, и повторения уже не будет…

Или будет?…

Позже, когда прошло несколько сложных лет жизни, отношение к этой картине менялось, от отрицания, до принятия, — мне казалось, что это – неправда, что так в жизни не обязательно может быть, что режиссер – злой чародей, напустил туман, и пойди разберись, о чем он хотел сказать в этой фильме… Но когда прошло некоторое время, с определенным опытом, я стал угадывать отдельные смыслы, которые звучат в этой ленте, — а стал ли бы ты тем, кто ты есть, если бы не было того, что было? Можно ли судить себя за ошибки прошлого? Стоит ли бояться будущего? – это простые, немного пошлые, но такие же понятные вопросы, как и заезженное, но при этом поэтичное, название фильма, – Весна… и потом снова весна, только уже после всего, что было в круге первом… Да, колесо, повторяемые смены поры года, как мягкая иллюстрация того, что в мире, в котором нам суждено жить, все замыкается, и если не учиться улавливать разные интонации каждого мгновения здесь и сейчас, независимо от места и времени, этот круг будет повторяться бесконечно…

Может, в этом смысл?..

В эпилоге хочу добавить, что, по-моему мнению, финальная сцена – это не некое воскрешение Бога, а осознанное желание ученика стать магом, или Буддой, а это не одно и то же. Ким Ки Дук всегда был сложным, провокативным режиссером, и в сцене, где ученик ставит в священное место статую Будды и потом совершает символичный удар в воздух, соединились, казалось бы, противоречивые желания, покорность и вызов, но именно в их соединении и может существовать истинный дух познания… И прошлый годовой цикл уже не повторится в той форме, которую предопределила юная легкомысленная девушка…

Но, мы ведь не знаем, что нас ждет? Знахарь же не знал, что у него будет такой непокорный ученик…

По материалам

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Яндекс.Метрика