Рецензии

Рецензия к фильму «Охотники за привидениями 3: Наследники» (2021). Ещё одна из рода Спенглеров

Ещё одна из рода Спенглеров

Как бы СЖВ-повестка не старалась защищать «Охотниц» 2016 года, весь мир давно признал — они были ошибкой. Не столько даже, как кино — в конце концов, бывали комедии с Мелиссой Маккарти куда хуже — а как нечто, что посмело прикоснуться к франшизе о четвёрке в серых комбинезонах во главе с Биллом Мюрреем. Оригинальные «Охотники» — фильм конкретно моего детства (ну, то есть он вышел задолго до моего рождения, что не отменяет того факта, что к десятилетнему возрасту я пересмотрела его раз десять), и вот это вот чудо пятилетней давности я иначе как «осквернение» интерпретировать не могу. Да и вообще — Голливуд слегка поднадоел эксплуатацией старых тайтлов, усиленно делая вид, что новые никому не нужны, а фильмов Джеймса Кэмерона и Криса Бака не существует. Все эти бесконечные «Пилы», «Чужие», «Хищники», «Терминаторы» давно показали, что в подобных сиквелах нет души, да и банально смысла немного, а истории вроде «Безумного Макса» или «Джуманджи» скорее приятное исключение, подтверждающее правило. Хотя последнее уже ухитрилось обзавестись собственным сиквелом, который звёзд с неба не хватал.

Первые ролики «Наследников», или, как гласит оригинальное название, «Жизни после смерти», которым уже два года как, были восприняты неоднозначно. Без негатива, но таких воплей нетерпеливого ожидания, как было у, скажем, «Пробуждения Силы», и близко не было. И такая реакция понятна — те трейлеры выглядели как попытка запрыгнуть в поезд хайпа по 80-м, на котором успешно уехали «Очень страшные дела» вместе с «Оно». И все как-то забыли об одном «но». Все забыли о том, кто именно взялся за «Наследников».

Джейсон Райтман, сын режиссёра оригинальной диалогии, который будучи малышом бегал по съёмочной площадке с Мюрреем, Уивер и Эйкройдом, ну и помимо этого просто сильный сценарист («Мне бы в небо») и хороший режиссёр («Джуно»). Здесь уже не получается притянуть за уши стандартный аргумент на тему того, что на нашем детстве безбожно пытаются заработать, совсем не считаясь с нашими чувствами. Для Джейсона, очевидно, «Наследники» не были просто галочкой в портфолио, в которую не надо было вкладывать силы. Это была глубоко личная история. И здесь начинает работать магия сразу нескольких факторов.

Первый и главный — режиссёр не пытался ремейкнуть оригинальный фильм, как и не пытался его адаптировать под реалии 2020 года — он просто создал новый в том же сеттинге 80-х. Отсюда и вылился перенос действий фильма из Нью-Йорка в провинциальный городок. Несмотря на то, что фильмы разделяет больше тридцати лет, они не воспринимаются чужеродными. Это именно продолжение — не только по сюжету, но и по духу.

Второй — это, безусловно, кастинг. Маккенна Грэйс, кажется, этим фильмом окончательно утвердила за собой статус самой талантливой молодой актрисы Америки. И если в других блокбастерах, вроде «Капитана Марвел» или «Первому игроку приготовиться» она была чисто эпизодическим персонажем на 30 секунд, а «Одарённую», к сожалению, ввиду жанра, всё ещё посмотрело не так много людей, как хотелось бы, то теперь она наконец-то полностью тащит семейный фильм для широкого проката на себе. Несмотря на то, что здесь, как и в оригинале, четыре члена команды, во многом зеркалящих прошлых «Охотников», заглавная лишь Фиби Маккенны. По ощущениям, хронометража у неё примерно столько же, сколько у остальных ребят вместе взятых (хотя вру — по ощущениям его даже больше), и она отрабатывает его «Оскаров» эдак на десять. Остальные ребята на её фоне меркнут — на Вульфхарда мы на Нетфликсе насмотрелись, Логан Кин («Подкаст») косплеит Дастина оттуда же, а Селеста О Коннор нужна фильму примерно также, как оригинальной команде был нужен герой Уинстона. Ну, логика примерно такая: «Три хорошо, а четыре лучше». Ну а на ролях взрослых тут мог быть кто угодно. Взяли Пола Радда, чьё имя благодаря Марвел стало чуть более продаваемым — пускай. А дочь Спенглера изо всех сил пытается быть похожей на Сигурни Уивер — шансов у неё не было изначально, но попытка засчитана. Да и в любом случае эта история не о ней, хотя её драма органично вплетена в повествование.

Третий — это светлый посыл фильма. В конце концов, не стоит забывать, что это не только часть франшизы, но и фильм-прощание с Гарольдом Рэмисом, ушедшего из жизни в 2014 году. Получилось примерно в сто раз лучше, трогательнее и чувственнее, чем у Диснея с Кэрри Фишер. Опять же, в чём немалая заслуга Фиби, которая ощущается его полноправной наследницей.

Ну и четвёртая — это бесконечные омажи на тех «Охотников». Костюмы, ловушки, протонные ружья, аппаратура, логотип, комбезы, «Кадиллак», шест для спуска, волшебная музыка, даже камео не только актёров, но и монстров фильма 1984 года — это всё так тщательно разбросано по хронометражу, что если сидеть при просмотре с блокнотом и ставить палочки каждый раз при появлении новой отсылки, то к титрам место в тетрадном листе скорее всего закончится. Отсюда, правда, вытекает единственный минус картины по отношению к женскому ребуту — в отличие от той комедии, эти «Охотники» не состоятельны как самостоятельный фильм, и едва ли будут интересны человеку, с оригинальной диалогией незнакомому. «Охотниц» же как комедию можно было смотреть без знакомства с оригиналом. Более того, наверное отсутствие этого знакомства и было единственной причиной их смотреть.

Во время просмотра «Охотники» минуты с пятнадцатой и до самых титров вызывают примерно то же чувство, что вызвал у фанатов «Звёздных Войн» первый трейлер «Пробуждения Силы». Только там ощущение длилось две минуты, потом очень сильно скорректировавшись самим фильмом, а здесь — полтора часа. Это чувство тёплой ламповой ностальгии по детству и тем фильмам, которые в этом детстве обожал и мог смотреть хоть по несколько раз на дню. И то чувство, что в этот раз с наследием не просто не обошлись пренебрежительно — а обошлись с бесконечным уважением. К нему, к его актёрам, к его фанатам. К обычным зрителям, в конце концов.

Декабрь 2021 года можно смело позиционировать как месяц-возвращение. Впереди нас ждут возвращение Тоби Магуайера и Эндрю Гарфилда, Киану Ривзу и Кэрри-Энн Мосс, а там не за горами и Нив Кэмпбелл с Кортни Кокс. И если всё вышеперечисленное отнесётся хотя бы в половину с таким же пиететом к своим «родителям», как это сделал Джейсон Райтман с «Наследниками» — это будет лучший месяц в истории кинематографа. Ну а если нет — «Охотников за привидениями», теперь ставших трилогией, у нас уже никто не отнимет.

До встречи в кино,
Ваша Кэтти-бри.

По материалам

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»
Яндекс.Метрика