Рецензии

Рецензия к фильму «Не время умирать» (2021). Time to die

Time to die

В «бондиане» уже давно есть всего одна вещь, которая по-настоящему выделяет её среди других жанровых близнецов — таких, как «Миссия невыполнима», «Кингсмен» и с завидной регулярностью выходящих шпионских боевиков, не являющихся частью франшиз. Эта вещь — чертовски стильные титры под роскошную песню, которая надолго застрянет в голове. Хотя и этот фрагмент отдельно взятые фильмы уже пытаются копировать, но здесь картины о британском плейбое, филантропе, ловеласе — короче, агенте МИ-6 с двумя нулями и семёркой — всё ещё недосягаемы. А в остальном — да, это фильмы очень высокого качества, но чего-то уникального они показать уже давно не в состоянии. Поэтому я искренне не понимаю, с какого перепуга их все так ждут — то ли дело в привычке, устоявшейся за, страшно сказать, почти 60 лет, то ли в магии имени, то ли в мистике. Лично мне та же «Миссия» куда более симпатична — она каждый раз старается поражать зрителя новыми выдумками, и сценарными, и техническими, хотя появилась некогда как клон самого Бонда. А здесь… здесь ты уже всё знаешь заранее, даже если не смотрел ни одного трейлера. Опять Бонд будет сражаться с коварным злодеем (обязательно мужчиной, интересно, до того, чтобы сделать агента 007 женщиной, тренды добрались, а вот чтобы злодеем — нет, обожаю Голливуд с его двойными стандартами), жаждущим либо захватить мир, либо уничтожить его (в редких случаях — уничтожить кого-то близкого Бонду), опять у него будет новая девушка, которая может как погибнуть, так и уехать в финале картины с ним в закат (говорят, тут сценаристы подбрасывают монетку), опять Бонд спасёт мир в последний момент, возможно, если это последний фильм с данным актёром — ценой своей жизни. Собственно, по этой формуле существует 24 фильма, по ней же был снят и 25-й. Единственное отличие — что здесь сценаристам приспичило попытаться собрать воедино события аж с «Казино Рояля» (серьёзно, кто-то помнит такие детали?), наделать отсылок ко всем другим «бондианам» с Крейгом, понадёргать оттуда персонажей (кто вообще помнит, кого играл Джеффри Райт в «Кванте милосердия»?) и заставить зрителя судорожно вспоминать, о чём вообще речь. Одно дело — отсылать лишь к прошлому фильму (с момента выхода которого, на минуточку, прошло шесть лет вместо обычных трёх), и совсем другое — к «Казино Роялю», из которого лично я помню только покер, самореанимацию в автомобиле и блистательную Еву Грин. Возможно, это только мои проблемы, и все зрители «бондианы» как один помнят имена всех девушек Бонда из экранизаций с Шонном Коннори, но я вот некоторое время пыталась понять, кто такая Веспер и за каким кирпичом здесь она нужна. Последнее, к своему стыду, я так и не поняла. Просто, чтобы было? Ну ОК.

В общем, Бонд — это не про сюжет. Бонд — это про стиль и только про него. У Крейга получалось отлично («Казино»), получалось хорошо («Скайфолл»), получалось не очень («Спектр»), не получалось вообще («Квант»). Разумеется, всё вышеперечисленное — это личные суждения автора, у вас могут и должны быть другие. Но сравнивать с чем есть. И… здесь есть свои «за» и «против». Потому что фильм очень неровный, удачные моменты сменяются откровенными филерами — и так во всём — в шутках, в экшене, в диалогах, персонажах, актёрской игре. Ровные только музыка (она «никакая», если вынести за скобки постоянные мотивы песни Билли Айлиш), сценарий (он отвратителен) и внезапно сильный финал, пусть он слегка и противоречит тексту заглавной песни (но не её настроению).

Начнём с главного. С Крейгом нужно было прощаться раньше. Понятно, что такого харизматика, как Вальц, сложно оставить за кадром, да и со «Спектром» надо было что-то придумывать, но мало того, что 50-летний мужик не может быть лучшим в своём деле по отстрелу негодяев и спасению мира в силу банально биологии (если ты не Том Круз), так Крейг ещё и выглядит куда старше своих лет! Нет, серьёзно, ещё «Скайфолл» обыгрывал посредственную форму Крейга для ведущего агента МИ-6, прямым текстом заявляя, что по «физике» тот не тянет. А ведь это было десять лет назад…нет, британец — прекрасный актёр, но есть когорта «вечно молодых» актёров, которые с возрастом вообще не меняются, и в неё Крейг ну совсем не входит. И если во всех сценах с диалогами — не важно, спокойных ли, напряжённых ли — Дэниел прекрасен, то в экшен-сценах, особенно рукопашных — ну совсем не смотрится. Скорее даже не так — прекрасно понимая, кто у него на главной роли, Фукунага просто убрал из фильма всю рукопашную, единожды дав Ане де Армас дважды махнуть прекрасными ногами. Всё остальное время Джеймс и его компаньоны устраивают ленивые пешие пострелушки уровня едва ли ни «Голого пистолета» (серьёзно, смотреть как три часа Крейг даже не бегает, а неторопливо ходит под перекрёстным огнём — занятие строго на любителя). Да, понятно, что это всё ещё лучше, чем условный балет условной Марго Робби в «Хищных птицах», но и «бондиана» приучила к несколько другому уровню единоборств. И их количеству. И ведь местами Фукунага показывает, что будь у него актёр помоложе — он бы устроил на экране «раззудись плечо, размахнись рука», но вот с Крейгом этого сделать не получилось. Потому что весь экшен, касающийся гонок, прекрасен и является тем, чем являлся бы последний «Форсаж», если бы его создатели хоть чуть-чуть разбирались в физике.

Все новые персонажи заставляют плеваться — по разным причинам. В случае с Рами Малеком — у него абсолютно мёртвый антагонист, пожалуй, худший за все 5 фильмов с Крейгом, прописанный так поверхностно, что на его фоне даже мерзавец из «Кванта милосердия» выглядит мастерписом. В случае с Де Армас плеваться хочется в адрес того, кто придумал засунуть её в фильм ровно на пять минут на одну сцену. Девушка просто прекрасна, пожалуй, это первая девушка Бонда, уровень химии с которой у Крейга хотя бы стремится к тому, что было с Евой Грин. В случае же с новой чёрной 007 — да вы и в трейлерах всё видели, кому я рассказываю. В фильме она смотрится также вычурно и неуместно.
Все старые, напротив, хороши. И Вальц, пусть у него ровно одна сильная сцена, и все «однобуквенные» агенты, и Сейду, которой я ожидала в фильме существенно меньше.

Но самое ужасное — это сюжет. Видите ли, появилось биологическое оружие, которое, при попадании в кровь убивает носителя определённого ДНК. Право, это теперь как будто сама «Бондиана» решила плагиатить «Миссию». Подобные сюжеты всегда были про неё, а Джеймсу нужно что-то приземлённое. Ну и злодей, который сначала мстит за маму другой маме, потом за папу другому папе, а потом решает упасть с дуба и отомстить всеми миру потому что… э-э-э-э-э-э… пусть будет «потому что синдром Таноса». Маска эта опять же дурацкая, которую он одел лишь в прологе и которая нужна была только чтобы её в трейлере показать. «Страшные секреты Мадлен», которые на поверку оказались не страшными и не секретами вовсе. Ну разве что тот, который нужен как главная мотивация Бонда лететь на финальный остров. Да, опять остров.

И на этом самом острове фильм вдруг решил вспомнить, частью какой великой франшизы он является. Тут и стрельба вдруг стала интересной, и Крейг что-то стал показывать в смысле кульбитов, и драмы завезли. Конечно, поздно лучше, чем никогда, но когда это «поздно» в трёхчасовом фильме наступает лишь за 20 минут до конца — это не очень нормально. Ну и то, что устроил герой Малека, иначе как словом «убожество» назвать нельзя. Но зато — финальный фейерверк, слёзки на глазах Леи и недопитый коньяк. Неплохо, но слишком мало, чтобы заставить зрителя кардинально поменять мнение о фильме.

По большому счёту, «Не время умирать» — это вторая часть «Спектра». Сюжетно, даже девушка Бонда всё та же, чего я, честно признаться, не могу припомнить. И уровня он ровно такого же, только Крейг стал ещё старше, а отсылок к другим фильмам стало ещё больше. Финал красивый, да, но всё равно это «Спектр», со всеми вытекающими отсюда недостатками, а теперь ещё и вместо харизматичного Вальца здесь мужская версия Айви из DC, а вместо хоть сколько-нибудь вменяемого сюжета — чёрт пойми что.

Оглядываясь назад на всю «бондиану» с Крейгом — все пять фильмов — слабооспоримо то, что первый с ним стал самым лучшим. По уровню интриги, стилю, до Евы Грин так никто и не достал, в конце концов. Впрочем, «Не время умирать» всё ещё лучше «Кванта милосердия». Хотя бы так.

Радует, что с персонажем Крейга хотя бы попрощались достойно. Он однозначно не был худшим из Бондов. Но вот киноиндустрия на месте не стоит, и если вся серия про британского агента МИ-6 не найдёт способ эволюционировать во что-то иное — придёт и её «time to die». А я пойду скачаю на телефон песенку Билли Айлиш — она ни разу не Адель, но всё равно сумела стать лучшим, что есть в этом фильме. Кроме разве что аж пяти минут бенефиса Анны де Армас.

Любите кино,
Ваша Кэтти-бри.

По материалам

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Яндекс.Метрика