Рецензии

Рецензия к фильму «Бэтмен» (2022). Сумерки Готэма

Сумерки Готэма

Бэтмена без сомнения можно назвать одним из самых популярных и узнаваемых героев всех времен, который начал лишь с появления на страницах комиксов, а по итогу успешно перекочевал и на большие экраны кинотеатров, и на малые экраны телевизоров, и на совсем небольшие экраны компьютеров и смартфонов. В разные годы эту роль с различным успехом примеряли на себя совершенно разномастные актеры, и каждый из них умудрялся привносить во всем известный образ что-то свое. После завершения в 2012 году сверхпопулярной трилогии сольных фильмов о Бэтмене, выпущенной из-под камеры Кристофера Нолана, и довольно неоднозначного появления Бэтмена в «командных» фильмах расширенной киновселенной DC перед кинокомпанией Warner Bros. встал актуальный вопрос о дальнейших проектах с участием данного героя. Первоначально предполагалось, что роль Бэтмена останется за Беном Аффлеком, который также собирался выступить в качестве режиссера и соавтора сценария к новому сольному фильму; однако после потока противоречивых инсайдов и заявлений актер отказался от участия в проекте. Режиссерское кресло занял Мэтт Ривз, известный прежде всего серией фильмов «Планета обезьян»; он предпочел вынести новую историю о Бэтмене за рамки киновселенной DC, а заодно и полностью отказаться от сценарных наработок Аффлека. Так удалось ли ему создать фильм, достойный такого культового персонажа, а заодно и задать высокую планку для будущих проектов?

Основной сюжет закручивается вокруг довольно классического преследования Бэтменом очередного злодея, на этот раз – таинственного Загадочника, совершающего громкие убийства известных в городе личностей одного за другим и очевидно преследующего собственные цели, которые главному герою придется разгадать с помощью оставляемых преступником подсказок. Подобный синопсис подразумевает довольно сильную детективную линию, однако, увы, на деле ее воплощение сильно хромает. Бэтмен, в комиксах отличающийся высоким уровнем дедуктивных способностей, в фильме аки беспомощный слепой котенок постоянно тычется в разные углы в поисках разгадки, зачастую не замечая вещей, которые буквально лежат на поверхности, из-за чего порой приходит к совершенно неверным выводам. Кроме того, эта версия Бэтмена очень сильно полагается на помощь других участников событий – Альфреда, Гордона, Селины Кайл, сценарного рояля в кустах, да что уж там, он даже к одному из обитателей Аркхэма за подсказочкой не брезгует обратиться. При этом такое поведение Бэтмена сильно контрастирует с поведением его альтер-эго Брюса Уэйна – тот, напротив, производит впечатление угрюмого отчужденного социопата с несвежей прической, предпочитающего действовать исключительно в одиночку. Может режиссер просто забыл поменять их местами?

При этом Роберт Паттинсон, несмотря на обрушившийся на него ранее поток критики, смотрится в костюме Бэтмена весьма органично. Да, он не обладает внушительной мышечной массой как Кристиан Бейл или Бен Аффлек, но и такая версия – более таинственного, ловкого и где-то даже более изящного Бэтмена – имеет право на жизнь. Лично у меня после просмотра фильма все же остаются определенные сомнения касательно предложенной интерпретации непосредственно персонажа Брюса Уэйна (особенно вспоминая о признании режиссера в том, что при создании этого образа он вдохновлялся Куртом Кобейном), однако мне бы не хотелось судить поспешно и однозначно ставить жирный крест. В конце концов, Роберт Паттинсон – отличный актер, который вполне способен максимально раскрыть свой потенциал в будущих фильмах о Бэтмене при условии наличия в сценарии действительно сильных драматичных моментов (каковых в нынешнем фильме, увы, не оказалось). Однако пока что вопрос – «Роберт Паттинсон хороший Бэтмен, но такой же хороший ли он Брюс Уэйн?» – остается открытым.

Если говорить о других действующих лицах, то и тут режиссеру крайне повезло – развернуться однозначно было где, в его руках оказался карт-бланш из интересных и разноплановых героев, каждый из которых не уступает в узнаваемости Бэтмену. Но вот удачно ли распорядился ли режиссер таким сокровищем?

Версия Селины Кайл или Женщины-кошки в сравнении с остальными героями претерпела наименьшие изменения по сравнении с устоявшимся образом; Зои Кравиц (несмотря на весь мой скепсис ранее по отношению к ней) в целом «вытянула» своего персонажа, но вот с Робертом Паттинсоном по какой-то неведомой причине, увы, «не захимичила», в результате чего вся любовная линия фильма значительно просела.

Загадочник, вокруг персоны которого создатели пытались напустить больше всего тумана, намеренно скрывая его в трейлерах и официальных материалах, вышел эдаким Джокером Тодда Филлипса – именно через призму этого персонажа демонстрируется гниль и бессердечность Готэма, осуждаются пороки людей, находящихся у власти. Образ вышел интересным, хотя и нарочито простоватым на первый взгляд; герой Пола Дано, действительно, с одной стороны отвращает своими жуткими поступками, а с другой — вызывает некоторое подобие сочувствия, которое в свою очередь и позволяет ему успешно манипулировать толпой.

Приглашение на роль Джеймса Гордона и дворецкого Альфреда Пенниуорта Джеффри Райта и Энди Серкиса соответственно в свое время вызвало горячие обсуждения в стане фанатов, однако это именно тот случай, когда овчинка выделки определенно не стоила. Развитию и раскрытию характеров данных героев, увы, в этой истории не нашлось места, а их взаимодействие с Бэтменом ограничилось фразами для цитатников да парой подсказок, помогающих ему напасть на след злодея.

Но если Джеффри Райту и Энди Серкису хотя бы позволили «торгануть лицом», то об участии в фильме бедного Колина Фаррелла зритель сможет узнать разве что из материалов маркетинговой кампании да из финальных титров. Некоторым создателем современных фильмов отчего-то кажется отличной идея приглашения талантливого и именитого актера на совершенно неподходящую под его типаж роль для последующего исправления данного факта тонной грима. Возможно, это какая-то тайная акция в поддержку голливудских гримеров, о которой не знаем мы, простые обыватели? Как бы то ни было, образ Пингвина в этом фильме вышел плохим. Не хуже образа Джареда Лето в «Доме Гуччи», но все же плохим. И дело не только в том, что из-за всех этих гримерских приблуд Фаррелл может разве что нелепо корчить лицо в попытках выдать хоть что-нибудь, что можно назвать актерской игрой; попытка сделать обновленный образ Пингвина более «приземленным» не удалась в целом — растеряв свои отличительные черты этот уникальный злодей превратился в простого гангстера, каких в Готэме сотни. Шанс сделать из Фаррелла уникальную, знакомую поклонникам комиксов, но в то же время самобытную версию Пингвина, к огромному сожалению, wasted.

Как раз под слоем всего вышеперечисленного и кроется главный недостаток фильма – очевидная слабость Мэтта Ривза как режиссера и сценариста. Несмотря на имеющихся в его распоряжении культовых персонажей и некоторые очевидно неплохие наработки и идеи складывается ощущение, что он просто не до конца понимает, что со всем этим делать. Он, очевидно, пытается заявить о себе, представив на суд публике собственные прочтения всем известных героев (Брюс Уэйн, Альфред, Гордон, Пингвин), а также сделать свое детище оригинальным и запоминающимся, однако из-за недостатка опыта или мастерства (или того и другого) многое из того, что могло бы получиться великолепно, выходит откровенно неудачно. Одинаково темная картинка с непрекращающимся дождем на протяжении трехчасового (!) хронометража, унылейший саундтрек и общая затянутость повествования – это не то, каким должен быть фильм о Бэтмене.

И все же я вижу свет прожектора на этом темном небосводе. И имя ему – надежда. А точнее – потенциал. Отличный фильм, нет, лучший по сравнению со всеми прошлыми картинами фильм о Бэтмене где-то там, пока еще скрытый под кучей ненужной шелухи. Увидит ли он свет в будущем или же вместо этого зрителей ожидает гвоздь в крышку гроба очередной франшизы Warner Bros. – это только предстоит узнать.

По материалам

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»
Яндекс.Метрика